Соглашение между США и Китаем о 90-дневном снижении недавно введенных пошлин на импорт товаров друг друга является предварительно позитивным сигналом для мировой торговли, однако, по мнению отраслевого аналитика, ситуация остается непредсказуемой. Эта договоренность, о которой стало известно 12 мая, представляет собой значительное, хотя и временное, ослабление напряженности в споре между двумя странами и уже привела к росту мировых цен на акции.
В соответствии с соглашением, США и Китай с 14 мая снизят взаимные тарифы: на китайские товары, поступающие в США, пошлина уменьшится со 145% до 30%, а на некоторые американские товары, ввозимые в Китай, – со 125% до 10%.
В совместном заявлении обе страны признают, что их двусторонние экономические и торговые отношения имеют большое значение как для них самих, так и для мировой экономики. Также подчеркивается важность построения устойчивых, долгосрочных и взаимовыгодных связей в этой сфере. Кроме того, в заявлении сообщается о планах по созданию специального механизма, который позволит продолжить диалог по вопросам экономических и торговых отношений после вступления в силу тарифной паузы.
Стив Блиц, главный экономист по США и управляющий директор по глобальным и макроэкономическим вопросам в TS Lombard, сообщает Investment Monitor, что это, очевидно, позитивный шаг. Он предлагает на время отвлечься от политики и рассмотреть ситуацию с микроэкономической или теоретико-игровой точки зрения, где существует оптимальная цена тарифа. Блиц поясняет, что цель тарифа не в том, чтобы остановить торговлю, поэтому бесконечный тариф нежелателен. Вместо этого, по его словам, задача состоит в том, чтобы сделать закупки из определенной страны более дорогими для достижения двух целей: во-первых, сместить производство в США, или, во-вторых, сделать американских экспортеров более конкурентоспособными на мировом рынке. Таким образом, тариф вводится для достижения положительного торгового результата, а не отрицательного. При этом он отмечает, что не обязательно стремиться к нулевым тарифам повсеместно, включая нетарифные барьеры, поскольку также важно обеспечивать поступление средств в государственный бюджет.
Нынешнее обострение торговых отношений между США и Китаем, выразившееся во взаимном введении пошлин, стало результатом масштабной тарифной политики, проводимой новой администрацией США после возвращения Дональда Трампа на пост президента в январе. Эта политика включает введение 25%-х сборов на товары из Мексики и Канады, а также ряда так называемых «взаимных тарифов» для большинства стран мира. Заявленная цель этих мер – устранение торговых дефицитов США, которые Трамп называет «несправедливыми». Среди других целей тарифов Трамп указывает получение доходов для снижения внутренних налогов и стимулирование возвращения промышленности в страну.
Введение столь масштабных тарифов в отношении практически всех торговых партнеров приведет к перестройке мировой торговли, что будет иметь последствия не только для США и каждого из их торговых партнеров, но и для торговых потоков за пределами торговых отношений США.
В апреле Питер Свартц, главный научный сотрудник компании Altana, специализирующейся на анализе цепочек поставок, сообщил Investment Monitor, что потрясения, вызванные предлагаемыми тарифами, представляют собой то, что он называет «очень интенсивным моментом деглобализации». Свартц отмечает, что этот сдвиг в сторону протекционизма продолжается уже более десяти лет и является, по его мнению, неизбежным следствием геополитических стрессов в глобальной системе, где играют роль такие факторы, как пандемия Covid-19 и геополитические споры. Он признает, однако, что тарифная повестка администрации Трампа является переломным моментом. По его прогнозам, мир станет более многополярным и будет фундаментально «фрагментироваться на блоки». Свартц не может предсказать, как именно будут выглядеть эти блоки, но он уверен, что это не будет похоже на предыдущую эру легкой глобальной свободной торговли по всей планете. Вместо этого он предвидит большую сложность, усиление регулирования и, по сути, переустройство, в котором также есть возможность для процветания.
Прогноз Свартца тесно связан с утверждениями в ряде недавно опубликованных отчетов материнской компании Investment Monitor – GlobalData. В них по-разному предполагается, что эпоха легких и бесперебойных цепочек поставок, по всей видимости, завершилась, и что тарифы Трампа приведут к еще большему нарушению глобальных логистических маршрутов. Однако, согласно этим отчетам, положительным моментом может стать потенциальное укрепление региональных и межрегиональных торговых связей за пределами США. Также указывается, что Китай стремится расширить свое влияние на развивающихся рынках, что ведет к дальнейшей фрагментации глобальных цепочек поставок и даже к возможному созданию «отдельных техносфер» с конкурирующими стандартами.
После совместного объявления Белый дом опубликовал отдельное сообщение, назвав соглашение «исторической торговой победой для Соединенных Штатов». В нем добавляется, что, по мнению Белого дома, слишком долго недобросовестная торговая практика и огромный торговый дефицит Америки с Китаем способствовали выводу американских рабочих мест за рубеж и упадку производственного сектора страны. В заявлении отмечается, что торговый дефицит США с Китаем был самым большим среди всех торговых партнеров в 2024 году и составил 295,4 миллиарда долларов. Также утверждается, что данное соглашение направлено на устранение этих дисбалансов и должно принести реальные, долгосрочные выгоды американским рабочим, фермерам и предприятиям.
Тем не менее, ситуация для бизнеса и целых секторов остается неясной, отчасти из-за пауз во введении тарифов на время переговоров, а отчасти просто из-за участия самого Трампа. Блиц комментирует, что приходится иметь дело с человеком, которому свойственно терять интерес и переключаться на что-то другое, а затем возвращаться и, если ему не нравится прогресс, решать немного «встряхнуть» ситуацию. Он полагает, что сейчас наблюдается «благоприятный момент», которым стоит наслаждаться. Однако, по его словам, предположение, что теперь все успокоится и постепенно придет к решению без дальнейших драматических событий или изменений, вероятно, ошибочно.