Новый отчет аналитической компании GlobalData определяет биотопливо как одно из немногих жизнеспособных среднесрочных решений для декарбонизации цепочек поставок. Согласно докладу под названием Decarbonizing Supply Chain Logistics, это топливо, получаемое из биомассы, такой как сельскохозяйственные культуры и отработанные масла, позволяет сократить выбросы CO2 в течение жизненного цикла по сравнению с ископаемым топливом.
Ключевым преимуществом биотоплива является возможность его использования в грузовом, морском и авиационном транспорте без необходимости модификации существующих двигателей. Это делает переход на него экономически выгодным, поскольку не требует немедленного обновления автопарков и судов. Хотя биотопливо не является полностью безуглеродным и не рассматривается как долгосрочная панацея, оно способно стать «переходным мостом» на пути к полной электрификации и внедрению водородных технологий.
Вместе с тем широкому внедрению биотоплива препятствует его ограниченная доступность в больших объемах. Производство сопряжено и с серьезными экологическими рисками. Как отмечается в отчете, оно может приводить к «прямому изменению в землепользовании», когда сельскохозяйственные угодья перепрофилируются под выращивание топливных культур, что негативно сказывается на продовольственной безопасности и ведет к вырубке лесов.
Обеспокоенность в отрасли растет. В частности, такие судоходные гиганты, как Hapag-Lloyd, еще в феврале 2025 года призывали Международную морскую организацию ООН исключить «неустойчивые» виды биотоплива из списка зеленых альтернатив. Учитывая эти риски, аналитики GlobalData рекомендуют сосредоточить инвестиции на разработке усовершенствованного биотоплива из отходов — например, из осадка сточных вод или отработанного кулинарного масла, — чтобы повысить его экологичность.
Прогнозируется, что потребление двух наиболее распространенных видов биотоплива, биодизеля и этанола, будет активно расти до 2030 года. После этого темпы роста замедлятся из-за массового внедрения гибридных и электрических транспортных средств. Ожидается, что потребление биодизеля выйдет на плато после 2030 года. В отчете также подчеркивается, что для полной декарбонизации логистики необходим комплексный подход, включающий электрификацию, оптимизацию маршрутов, улавливание и хранение углерода, а также повышение энергоэффективности складских комплексов.