Экспорт редкоземельных металлов из Китая заморожен из-за лицензий

Поставки семи видов редкоземельных элементов из Китая, недавно включенных в экспортный контрольный список, остановлены. Это создает угрозу дефицита на мировом рынке, поскольку данные материалы критически важны для современных технологий.

В список попали, в частности, иттрий, диспрозий и тербий. Эти элементы незаменимы в оборонной промышленности, энергетике и автомобилестроении, являясь основой для многих высокотехнологичных продуктов.

Экспортеры столкнулись с задержками при оформлении новых лицензий, необходимых для вывоза продукции. Процедура получения разрешений в Министерстве коммерции КНР непрозрачна и может занимать от нескольких недель до нескольких месяцев. Введение ограничений рассматривается как ответная мера на повышение торговых пошлин со стороны США.

Один из китайских трейдеров, работающих с редкоземельными металлами, сообщает на условиях анонимности, что на вопросы клиентов о сроках отправки грузов они называют ориентировочный срок в 60 дней, однако признает, что реальные задержки могут оказаться еще более длительными.

Прекращение экспорта вызывает серьезную обеспокоенность. Если ситуация не разрешится в течение ближайших двух месяцев, мировые запасы этих РЗЭ могут истощиться. Особенно остро проблема стоит для американских покупателей на фоне обостряющейся торговой войны между странами.

Китай контролирует около 90% мирового производства редкоземельных элементов. Пекин демонстрирует готовность использовать свое доминирующее положение на этом рынке в качестве геополитического инструмента давления.

Некоторые китайские поставщики уже объявляют форс-мажор. Это позволяет им избежать штрафов за срыв поставок, поскольку грузы в портах не могут получить таможенное разрешение на вывоз без необходимых лицензий.

Однако такая политика может в долгосрочной перспективе ослабить рыночные позиции самого Китая. Покупатели будут активнее искать альтернативные источники поставок, ускоряя диверсификацию и снижая зависимость от китайских РЗЭ.

Точное количество партий грузов, затронутых новыми ограничениями и застрявших в процессе оформления, пока остается неизвестным.