
Горнодобывающий гигант Rio Tinto совместно с китайской государственной корпорацией State Power Investment Corporation (SPIC) Qiyuan начал испытания технологии быстрой замены аккумуляторов для электрических карьерных самосвалов. Пилотный проект реализуется на медном руднике Oyu Tolgoi в Монголии и является первым для Rio Tinto опытом применения подобной системы в условиях открытых горных работ.
Технология позволяет заменить разряженную батарею электросамосвала на специальной станции менее чем за семь минут. Это исключает длительные простои, необходимые для стационарной зарядки, и, как ожидается, значительно повысит операционную эффективность техники. В рамках проекта на рудник уже доставлен парк из восьми 91-тонных самосвалов Tonly, тринадцати аккумуляторов емкостью 800 кВт·ч каждый, а также станция для замены батарей и сопутствующая инфраструктура.
Данная инициатива — важный шаг на пути к сокращению выбросов от карьерного транспорта, на долю которого приходится основная часть прямых и косвенных выбросов углерода компании. В ходе испытаний электросамосвалы будут задействованы в строительстве хвостохранилищ и транспортировке вскрышных пород, что позволит Rio Tinto получить практический опыт эксплуатации и обслуживания полной системы электрических грузовиков и зарядных станций.
«Запуск этого пилотного проекта с SPIC Qiyuan — важная веха, позволяющая использовать передовую и широко применяемую в Китае технологию сменных аккумуляторов в партнерстве, которое поддерживает стремление Rio Tinto ускорить внедрение низкоуглеродных инноваций», — отметил Бен Воффенден, генеральный менеджер Rio Tinto по глобальному оборудованию и переходу от дизельного топлива. Он подчеркнул, что быстрое развертывание проекта доказывает важность партнерств для продвижения низкоэмиссионных альтернатив.
Генеральный директор Qiyuan Green Power Го Пэн также высоко оценил сотрудничество: «Это партнерство демонстрирует значительный потенциал наших проверенных решений по замене батарей в помощи мировым горнодобывающим клиентам в сокращении выбросов и повышении операционной эффективности. Мы надеемся на углубление нашего сотрудничества для совместного изучения более широких перспектив низкоуглеродного перехода в горнодобывающей отрасли».
Испытания продлятся до конца 2026 года. Полученные результаты помогут Rio Tinto определить возможности для более широкого внедрения технологии. Глобальный парк компании насчитывает 700 карьерных самосвалов, из которых около 100 машин малого и среднего класса грузоподъемностью от 100 до 200 тонн уже сейчас подходят для применения технологии сменных аккумуляторов текущего поколения.