Горнодобывающая промышленность Монголии переживает бурный рост и является краеугольным камнем экономики страны, но этот сектор сталкивается с рядом серьезных проблем. Среди них – деградация окружающей среды, рост неравенства доходов и вытеснение местных общин. Власти Монголии пытаются найти баланс между стимулированием экономического роста за счет эксплуатации природных ресурсов и сохранением целостности окружающей среды.
По данным за 2023 год, горнодобывающий сектор обеспечил 28,7% ВВП Монголии, 92,1% экспорта и 31,6% налоговых поступлений. Это один из самых высоких показателей среди стран, богатых природными ресурсами. В отрасли напрямую занято 73 180 человек (5,7% от общей занятости), и еще около 60 000 человек работают в сфере мелкомасштабной кустарной добычи, которая является важным источником занятости в сельской местности. Горнодобывающая промышленность также поддерживает множество косвенных рабочих мест в смежных отраслях и сфере услуг.
Одной из главных экологических проблем является истощение водных ресурсов, особенно остро эта проблема стоит в Южно-Гобийском регионе Монголии, где на долю крупных горнодобывающих предприятий приходится 78,3% регионального водопотребления в и без того дефицитном районе. Горнодобывающая промышленность использует 15% всей воды в стране, и ожидается, что к 2040 году спрос вырастет в 2,4 раза, превысив запасы подземных вод. Процесс добычи полезных ископаемых также значительно способствует эрозии почвы и деградации земель. В Монголии около 72% земель деградировано, причем примерно 100 000 гектаров пострадали от добычи угля и золота.
Горнодобывающая промышленность нарушила традиционный уклад жизни кочевников-скотоводов, что привело к их вытеснению и потере пастбищ. В сельском хозяйстве занято 27,9% рабочей силы страны, а животноводство является единственным источником средств к существованию для 62,2% сельских домохозяйств. В настоящее время на долю этого сектора приходится 9,8% ВВП (в 2000 году этот показатель составлял 27,4%). Таким образом, этот структурный сдвиг благоприятствует горнодобывающей промышленности в ущерб сельскому хозяйству.
С начала 2000-х годов участились столкновения между горнодобывающими компаниями и скотоводами из-за земли и воды, что побудило к введению в законодательство соглашений на местном уровне (СМУ). За последнее десятилетие было заключено несколько сотен СМУ.
Примечательным примером является Соглашение Оюу Толгой в Южной Гоби. Скотоводы выражают обеспокоенность в связи с проектом Оюу Толгой, включая потерю пастбищ, вред здоровью скота от дорожной пыли, риски, связанные с неогражденными карьерами, и истощение местных запасов подземных вод. Соглашение Оюу Толгой в Южной Гоби предусматривает участие местного населения в переговорах и приводит к взаимоприемлемому решению посредством многоуровневого, постоянного диалога.
Однако Соглашение Оюу Толгой в Южной Гоби является скорее исключением, чем правилом. Законодательная база Монголии для СМУ является чрезмерно предписывающей и не признает затронутые общины в качестве полноправных участников переговоров. Это ограничивает значимое участие местного сообщества в процессе заключения соглашений, что приводит к заключению краткосрочных соглашений, которые часто являются слишком общими, не учитывают конкретные проблемы и не контролируются для обеспечения их выполнения.
СМУ являются неотъемлемой частью концепции «социальной лицензии на деятельность», важного инструмента взаимодействия с местными общинами при реализации горнодобывающих проектов. Концепция «социальной лицензии на деятельность» подчеркивает важность получения подлинного одобрения сообщества для горнодобывающих проектов. В Монголии противодействие со стороны общин приводило к задержкам, сбоям и даже к закрытию горнодобывающих предприятий, что подчеркивает важность получения и поддержания этой «социальной лицензии» во избежание дорогостоящих последствий.
Важность сохранения кочевого скотоводства выходит за рамки переговоров о сосуществовании горнодобывающей промышленности и скотоводов. Кочевое скотоводство является важным источником диверсификации экономики, постоянной целью и проблемой для сменяющих друг друга правительств Монголии.
Улучшение диверсификации экономики становится все более актуальным по мере экспоненциального роста горнодобывающей промышленности, но пока это остается лишь благим пожеланием. Тем не менее, нынешний сдвиг в глобальных потребительских предпочтениях и развивающиеся азиатские рынки предоставляют Монголии возможность обслуживать нишевые рынки высококачественной продукцией. В дополнение к устойчивому сектору производства кашемира, в последнее время наблюдается всплеск инвестиций крупных компаний в производство мяса и значительное расширение экспорта мяса. Качество является преимуществом при продаже, поэтому сохранение пастбищ будет иметь важное значение для того, чтобы отличить монгольскую животноводческую продукцию от продукции конкурентов.
Правительство добилось значительных успехов в разработке экологических норм для обеспечения устойчивых методов добычи полезных ископаемых и приведения горнодобывающего законодательства Монголии в соответствие с мировыми стандартами. Законодательство Монголии требует, чтобы горнодобывающие проекты проходили строгую экологическую экспертизу. К сожалению, новые экологические нормы остаются эффективными только на бумаге. Правоприменение остается слабым, и для повышения эффективности экологических норм Монголии необходимы более строгое соблюдение и более частое обновление нормативных актов.
Горнодобывающий сектор может быть эффективным даже при строгих экологических нормах, если используются передовые технологии и имеется адекватная инфраструктура. Но в Монголии это не так, поскольку правительство сосредоточилось на увеличении налоговых поступлений и предприняло ограниченные усилия по улучшению инфраструктуры. Стратегический, дальновидный подход к обеспечению устойчивости сектора требует, чтобы власти Монголии инвестировали в инфраструктуру, одновременно усиливая контроль за соблюдением существующих экологических норм. Эта двойная задача давно назрела и позволит вывести на новый уровень всю систему взаимодействия горнодобывающей промышленности и окружающей среды.
Одни лишь правительственные постановления не сохранят окружающую среду Монголии. На местном уровне необходимо ожидать, что ресурсодобывающие компании будут эффективно вести переговоры и достигать соглашения с различными заинтересованными сторонами. Подлинное и значимое участие местных жителей имеет важное значение для решения растущей проблемы деградации пастбищ. Скотоводы могут найти мощных союзников в лице компаний, перерабатывающих животноводческую продукцию, поскольку у них общие интересы в сохранении здоровья животных и окружающей среды Монголии.