Вопросы европейской безопасности и обороны стали центральными темами на саммите EIT RawMaterials, который проходил в Брюсселе с 13 по 15 мая.
В условиях обострения геополитической напряженности вокруг Европы и непосредственно на континенте, вызванной продолжающимся российско-украинским конфликтом, обеспечение критически важным сырьем для оборонных нужд приобретает беспрецедентное значение.
Однако общее мнение сводится к тому, что Европа значительно отстает в этом вопросе. Аллард Кастелейн, специальный представитель по стратегии в области сырьевых материалов Министерства экономики Нидерландов, в ходе панельной дискуссии 14 мая под названием «Геополитическая динамика в обеспечении европейских оборонных цепочек поставок» заявляет, что его глубоко беспокоит, существует ли полное осознание срочности ситуации и того, какие шаги необходимо предпринять для ее изменения.
Кастелейн утверждает, что цели Европейского закона о критически важном сырье (CRMA), намеченные на 2030 год, являются «недостижимыми». Эти амбициозные задачи предполагают, что 10% годовой потребности ЕС будет покрываться за счет внутренней добычи, 40% – за счет внутренней переработки и 25% – за счет вторичной переработки внутри ЕС, а также ограничение зависимости от одной третьей страны по любому отдельному виду критического сырья до уровня не более 65%.
Закон CRMA определяет перечень из 34 материалов, 17 из которых считаются «стратегическими»: бокситы, висмут, бор, кобальт, медь, галлий, германий, редкоземельные элементы для постоянных магнитов, литий, магний, марганец, графит, никель, металлы платиновой группы, кремний, титан и вольфрам.
Участники дискуссии особо выделили значимость графита, используемого в производстве самолетов, подводных лодок, танков и ракет, по которому Европа сильно зависит от Китая. Из 47 стратегических проектов, предусмотренных CRMA, 11 направлены на добычу, переработку, замещение и рециклинг графита, что подчеркивает остроту проблемы.
Финансовые институты, такие как Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), играют важную роль в финансировании этих инициатив, как поясняет вице-президент ЕИБ Никола Беер. Она сообщает, что банк уже участвует примерно в 60% стратегических проектов в рамках CRMA, и отмечает, что часть сложной задачи заключается в работе над специфическими проблемами каждого вида сырья отдельно, с особым акцентом на оборонный сектор.
Эмануэль Проэнса, генеральный директор Savannah Resources, в беседе с Mining Technology говорит, что Европе абсолютно необходимо закрепиться на рынке критически важного сырья, и оборонный сектор представляет для этого ключевую возможность.
Компания Savannah Resources разрабатывает литиевый проект Barroso в Португалии, который признан стратегическим в рамках CRMA. В настоящее время компания работает над завершением окончательного технико-экономического обоснования и планирует представить его для заключительного, подтверждающего этапа получения экологической лицензии к концу 2025 года.
Создание запасов стратегических материалов становится общеевропейской задачей. Усилия промышленности и регуляторов направлены на преодоление «фрагментации оборонно-промышленной базы ЕС», как отмечалось в прошлогоднем докладе Драги о конкурентоспособности ЕС. Поскольку CRMA содержит лишь мягкую рекомендацию по созданию национальных запасов, в докладе предлагается определить обязательные общеевропейские запасы, чтобы «обеспечить определенную уверенность в поставках».
Бенжамен Галлезо, межведомственный делегат по поставкам стратегических минералов и металлов при канцелярии премьер-министра Франции, подтверждает, что объемы стратегических материалов, необходимых для обороны, невелики, и одновременно подчеркивает важность создания их запасов.
Он заявляет, что в 2023 году французское правительство приняло специальную законодательную базу, которая обязывает компании, работающие в оборонном секторе, создавать запасы, а также предписывает перенаправление всей производственной деятельности на нужды обороны в чрезвычайных ситуациях. По его словам, «нельзя рисковать в вопросах обороны, и создание запасов – это очевидное решение».
С этим согласен Жоаким Нуньес де Алмейда, директор Генерального директората GROW, который занимается разработкой и реализацией политики ЕС по поддержке бизнеса. Он говорит, что речь идет о небольших количествах и проектах, которые «всегда будут нерентабельными». Поэтому, по его мнению, государство и государственный сектор должны иметь возможность субсидировать их, пока Европа просчитывает, что означает ее ремилитаризация с точки зрения потребности в критически важном сырье.
Галлезо подтверждает, что Франция поставляет критически важное сырье Нидерландам. Он подчеркивает, что создание запасов – это «европейский вопрос, а не только национальный», и добавляет, что внутри стран-членов коммерческие запасы также помогают в кризисных ситуациях для наращивания оборонного производства.
Закон CRMA обязывает крупные европейские компании осознавать риски, связанные с поставками стратегических материалов, и разрабатывать соответствующие стратегии их снижения, чтобы быть лучше подготовленными к возможным сбоям. Для оборонного производства это касается таких секторов, как робототехника, беспилотные летательные аппараты, ракетные установки, спутники и современные микросхемы.
К участникам дискуссии присоединился Александр Кубраков, советник министра обороны Украины, который разъяснил сложную ситуацию в его стране. Кубраков говорит, что в последние десятилетия украинская горнодобывающая промышленность была сосредоточена на краткосрочных проектах из-за отсутствия политической стабильности, необходимой для долгосрочных иностранных инвестиций.
Призывая к членству в НАТО, Кубраков добавляет, что, поскольку Украина в настоящее время находится в процессе присоединения к ЕС, «пришло время действовать снова». По его словам, европейские компании могли бы уже сейчас участвовать в украинских проектах на стадии технико-экономического обоснования.
Заглядывая в будущее, Кшиштоф Галос, заместитель государственного секретаря Министерства климата и окружающей среды Польши, утверждает, что европейский список критически важного сырья должен постоянно обновляться для удовлетворения меняющихся потребностей оборонного сектора.
Этот список пересматривается и обновляется Европейской комиссией каждые три года, при этом допускаются дополнительные пересмотры по запросу Европейского совета по критически важному сырью на основе мониторинга и стресс-тестирования.
Кастелейн заключает, что нет смысла иметь оборонную промышленность без устойчивой промышленной деятельности, и эти два аспекта должны быть объединены.