Горнодобывающая промышленность Южной Африки столкнулась с серьезным вызовом. Предложенный правительством налог на экспорт хромовой руды может нанести удар по рентабельности шахтеров и спровоцировать массовые увольнения. Отраслевое объединение Minerals Council South Africa, представляющее интересы крупнейших добывающих компаний страны, выразило серьезную обеспокоенность, заявив, что такая мера не поможет правительству достичь заявленных целей по спасению феррохромовой промышленности и сохранению рабочих мест.
ЮАР, являясь крупнейшим в мире экспортером хрома, в последние годы наблюдает упадок собственного производства феррохромов, уступив лидерство Китаю. Основной причиной стали непомерно высокие тарифы на электроэнергию, которые привели к закрытию многих плавильных заводов. Пытаясь переломить ситуацию, Кабинет министров ЮАР 26 июня 2025 года объявил о плане по снижению тарифов на электроэнергию для плавильных предприятий и одновременно предложил ввести налог на экспорт хромовой руды, чтобы стимулировать внутреннюю переработку.
Однако в Minerals Council убеждены, что эта налоговая инициатива «окажет негативное влияние на производителей хрома и на тот значительный вклад, который эта отрасль вносит как в экономику Южной Африки, так и в создание и поддержание рабочих мест». Ведущими игроками в секторе добычи и переработки хрома в ЮАР являются такие компании, как Glencore, Tharisa и South32.
Значимость отрасли для страны трудно переоценить. Хромовый сектор обеспечивает работой 25 000 человек и в 2024 году принес экспортную выручку в размере 85 миллиардов рэндов (4,85 миллиарда долларов). В том же году страна экспортировала рекордные 20,5 миллиона тонн хромового концентрата, большая часть которого была отправлена в Китай.
На фоне этого конфликта примечательно, что в других сферах горнодобывающие компании и государство находят общий язык. Так, экспортеры угля и железной руды, включая Glencore и подразделение Anglo American, готовятся подписать с государственной транспортной компанией Transnet инвестиционные соглашения на миллиарды рэндов. Эти средства планируется направить на ремонт критически важных железнодорожных путей для увеличения объемов поставок.